Привитые тоже болеют?
30 Апреля 2020 16:01:00Содержание:
1. Эффективность вакцин. Ищем в инструкции к препарату.
2. Вакцина не защищает от заражения?
3. Как вакцины создают препятствия патогенам?
«Прививка не защищает на 100%» – это фразу можно услышать даже от людей, близких к медицине. Как же так? Что же кроется под этой фразой? Внесем ясность в этот вопрос.
Эффективность вакцин
У большинства вакцин (кроме БЦЖ, пожалуй) эффективность очень просто измерить. Для этого используют оценку уровня так называемого гуморального иммунитета, а именно, количества антител к антигенам вакцины в крови привитого (иммуногенность). Есть антитела, значит, есть, чем защищаться. Это «боеприпасы», чтобы «отстреливаться» от патогена-«захватчика».
На первоначальную эффективность вакцины могут влиять разные факторы: исходные характеристики вакцины, восприимчивость к ней конкретного человека. Продолжительность защиты тоже варьируется. Вакцины и схемы вакцинации стараются разрабатывать так, чтобы «выжать» максимум. Но все равно концентрация антител со временем постепенно падает.
Например, для вируса гепатита В озвучивают цифры сохранения защитного титра до 22 лет, а для дифтерии и столбняка – 10 лет, для коклюша – 5-7 лет. Схема вакцинации от кори из 1 дозы в детстве, скорее всего, не обеспечит вас антителами в защитном титре к 30-40 годам, а после двух доз – скорее да, чем нет.
Также важно, встречались ли вы с инфекцией (от которой были привиты) после вакцинации. Если да, то это как еще одна прививка, только бесплатно. Ваша иммунная система пришла в боевую готовность, пополнила склады оружия. Это продлевает действие прививки.
Но если патоген не циркулирует, то вы с ним не встречаетесь, и концентрация антител постепенно снижается. В таких случаях обычно в календарь вводят ревакцинацию в более старшем возрасте.
В инструкциях к вакцинам можно найти показатели её эффективности. Там вы, действительно, увидите цифры, отличные от 100%. Как правило, они выше 80%, а, скорее всего, в районе 95-99%.
Выдержка из инструкции к вакцине Хиберикс® (Вакцина для профилактики инфекций, вызываемых Haemophilus influenzae тип b (гемофильная инфекция):
|
В данном случае, концентрация – 0,15 мкг/мл уже считается достаточной для защиты от болезни, но вакцинация в 94,7% случаях приводит к концентрации в 66 раз выше, что хорошо.
Выдержка из инструкции к вакцине Инфанрикс® (Вакцина для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша (бесклеточная) трехкомпонентная адсорбированная жидкая):
|
Возьмем абстрактную вакцину с эффективностью 97%.
Эта цифра означает, что вакцина на 100% защитит 97% людей, а у 3% – окажется неэффективной, т.е. 3 человека из 100 привитых имеют вероятность заболеть. С чем же связана эта вероятность заболеть у этих 3%?
Есть ДВА варианта:
- Вакцина оказалась неэффективной («не сработала») по какой-то из причин. Человек как-будто остался непривитым.
- Человек столкнулся с таким количеством патогена, что имеющегося иммунитета просто не хватило для его нейтрализации.
Вакцина не защищает от заражения?
Существует мнение, что вакцинация неэффективна и не защищает от заражения. Давайте разберемся, что такое «заражение».
Заражение (=инфицирование) – это попадание инфекционного агента в организм человека, которое заканчивается УСПЕШНЫМ ВНЕДРЕНИЕМ, ростом и размножением патогена с последующим РАЗВИТИЕМ инфекционного процесса.
Защита от заражения – это не физический барьер между вами и инфекцией. Это «соотношение сил».
Если у человека есть иммунитет к этому патогену (он уже болел или был успешно привит), то иммунная система СРАЗУ реагирует. Если у нее много оружия (антител), а патогена мало, то вы и не заметите, что столкнулись с инфекцией. Приятный «бонус» – повышение титра циркулирующих антител к этой инфекции. «Натуральная» ревакцинация. Если силы равны: патогена много и оружия достаточно, то все будет развиваться примерно по тому же сценарию. Это просто «контакт». Вакцина защитила от заражения!
А вот если «боеприпасов» меньше, чем необходимо для нейтрализации большого количества патогена (тесный контакт с заболевшим), то силы оказываются на стороне «врага».
-
Такая инфекция может быть весьма тяжелой, если патогена было очень много. Хотя часть патогена все-таки будет нейтрализовано, а, значит, болезнь будет протекать легче, чем если бы вы были вообще безоружны. Это будет так называемая «прорывная инфекция», болезнь.
-
А если перевес с вражеской стороны был незначительный, то болезнь может протекать легко, без ярко выраженных характерных симптомов или бессимптомно вообще. В последнем случае, вы нормально себя чувствуете, инфекция незаметна, но она есть, и вы можете передать ее окружающим, но, как правило, в меньшем количестве, чем заболевший «по полной программе» непривитый человек.
Однако, мы должны разделять две ситуации:
-
заражение, которое закончилось болезнью (явными клиническими симптомами),
-
заражение, приводящее к бессимптомному инфекционному процессу.
Но, даже если поствакцинальные антитела не обнаруживаются в крови, иммунитет все равно уже «знаком» с патогеном, у него есть клетки памяти, которые при необходимости активизируются и развернут активные «боевые действия» гораздо быстрее, чем в случае первичного контакта, когда нужно пройти все циклы активации, специализации, созревания лимфоцитов.
В двух последних случаях контакт с патогеном закончился заражением (инфицированием), даже у привитого.
Именно поэтому так важно остановить циркуляцию патогена в популяции. Ведь если он найдет непривитую «мишень» и заразит ее, то такой «резервуар» инфекции будет выделять МНОГО патогена, а, значит, привитые тоже могут от него заразиться. Это к вопросу – «чего вы переживаете, если ваш ребенок привит?».
Так что, как видите, вакцины в большинстве случаев защищают от заражения, т.е. препятствуют развитию инфекционного процесса, и еще чаще – защищают от болезни. Просто есть исключения и надо понимать – какие, сколько и почему они есть.
Как вакцины создают препятствия для патогенов?
Задача вакцин против бактерии, таких как Hib, пневмококк, менингококк, состоит, в первую очередь, в предотвращении инвазивных форм инфекции, значительно сокращая летальность этих заболеваний. Они снижают частоту носительства этих бактерий (даже у непривитых!) и мешают носительству превратиться в патологический процесс (в болезнь), вызванный этой инфекцией в абсолютном большинстве случаев. Это их основная задача, т.к. эти инфекции, особенно у маленьких детей, могут развиваться стремительно и приводить к быстрой смерти.
Вакцины от бактериальных инфекций, содержащие анатоксины, мешают бактериям нормально «обжиться» в организме человека. Бактериям нужны их токсины, чтобы «устроиться поудобнее», а иммунный ответ, сформировавшийся в ответ на вакцину, мешает им это сделать, т.к. весь яд, что выделяет бактерия, быстро нейтрализуется антителами к этому токсину. Так что, даже проникнув в организм, они не в состоянии вызвать патологический процесс.
Большинство вакцин против вирусных инфекций защищают именно от заражения. При наличии высокого поствакцинального титра антител к инфекции, вирус, попав в организм, быстро ими нейтрализуется и не имеет возможности размножиться. А иммунная система ещё долгое время потом остаётся на страже вашего здоровья.
Большая инфицирующая доза патогена может иногда преодолеть защиту. Об этом сказано выше. Но, повторимся, какие задачи стоят перед вакцинацией:
- снижение рисков заражения,
- снижение рисков развития болезни,
-
снижение рисков осложнений от болезни и летальных исходов.
Поэтому, когда мы слышим фразу о том, что вакцинация не защищает на 100%, нужно уточнить дельту. Иначе это создает впечатление, что вакцинация в принципе неэффективна и НИКОГО не защищает в достаточной мере. На самом деле это не так и это очень важно понимать.
ООО «АСКО-МЕД-ПЛЮС» благодарит Антонину Обласову за предоставление материалов.