15 января в рамках программы Гайдаровского форума – 2020 состоялся круглый стол «Иммунопрофилактика: перспективы развития – 2035». Участники сессии поделились предложениями и идеями о том, как добиться успешной реализации стратегии по развитию иммунопрофилактики до 2035 года.
По словам модератора дискуссии, исполнительного директора платформы «Эффективное здравоохранение» Александра Плакиды, в контуре деятельности по обеспечению работы системы иммунопрофилактики – информирование, прозрачность и система контроля качества. Поэтому в качестве основных точек обсуждения были выбраны вопросы планирования и порядка принятия решений в сферах производства и закупок препаратов, информирования и повышения доверия населения к системе вакцинации, а также эффективности межведомственного взаимодействия.
Заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Краевой рассказал об основных аспектах и векторах разрабатываемой стратегии-2035, отметив, что с учетом возможных правок и доработок документа Правительством он может быть принят уже в первом квартале текущего года. По его словам, вопросы информирования и повышения приверженности населения вакцинопрофилактике не утрачивают актуальности даже на фоне достижений медицинской науки: «Мы наблюдаем картину, когда снижение инфекционной заболеваемости в результате вакцинации формирует уверенность в том, что прививки больше не нужны. В Европе рост инфекционных заболеваний на фоне массового миграционного потока происходит параллельно с активизацией антивакцинального лобби. Поэтому одна из важнейших задач будущей стратегии – убедить наших граждан в важности вакцинации».
Первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб в своем докладе поделился некоторыми показателями динамики локализации иммунобиологических препаратов. Согласно озвученным данным, за последние 5 лет доля вакцин, производимых на территории России, в натуральном выражении выросла с 39 до 89%. Среди инструментов поддержки производителей Сергей Цыб выделил законодательные нововведения в области заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0), субсидирование создания препаратов в объеме 4 млрд рублей на 2020 год и поддержку исследований и разработки лекарственных продуктов в рамках созданного совместно с РВК венчурного фонда. «Если говорить о локализации и преференциях, то очевидно, что создание заводов в России при наличии господдержки выгодно производителям. И такие возможности у нас есть», – резюмировал свое выступление Сергей Цыб.
Генеральный директор ООО «МСД Фармасьютикалс», управляющий директор MSD в России и странах ЕАЭС Марван Акар рассказал о последних проектах компании в области локализации производства на территории России. В июле 2019 года MSD и российская научно-производственная компания «ФОРТ» объявили о сотрудничестве в области поэтапной локализации производства вакцины для профилактики ротавирусной инфекции, ветряной оспы, а также вируса папилломы человека (ВПЧ). По словам господина Акара, подписанию такого важного соглашения предшествовал долгий процесс оценки производственных возможностей, инфраструктуры инвестиционных планов, а также стратегического видения и культуры ведения бизнеса. «Достигнутые договоренности – важный шаг, направленный на увеличение доступности профилактических мер, в частности вакцинации, в отношении одних из наиболее распространенных вирусных заболеваний, а также на повышение ожидаемойпродолжительности жизни как основной цели, обозначенной Президентом России», – отметил Марван Акар.
Генеральный директор ООО «ФОРТ» Павел Вандышев в свою очередь подчеркнул, что главным фактором для производителя является заинтересованность государства в препарате и фактор времени. По его словам, запуск препарата может занимать десятки лет, включая период разработки, регистрации и локализации. Поэтому долгосрочные контракты – это прекрасная инициатива, которая позволяет планировать все аспекты производства.
Рассказывая о значимых аспектах локализации на примере фармкомпании «Санофи Пастер», генеральный менеджер компании в России и Беларуси Гийом Ошальтер отметил исключительную важность работы над качеством вакцин. Кроме того, по его словам, горизонт планирования контрактов на поставку должен учитывать тот факт, что на разработку и запуск производства вакцины уходят годы, причем 70% времени тратятся на контроль качества препарата.
Также обращаясь к теме государственной поддержки производителей, президент ООО «Нанолек» Владимир Христенко отметил, что гарантии развития национального календаря профилактических прививок и закупок вакцин могут быть более эффективны, чем прочие меры господдержки, поскольку отсутствие гарантий востребованности – это основной риск производителя.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко в своем выступлении обозначил болевые точки в области контроля качества лекарственных препаратов. Также глава Росздравнадзора высказался о необходимости введения административной и финансовой ответственности производителя за несоответствие продукции необходимым параметрам, что является нормальной международной практикой.
Озвученные тезисы поддержал Николай Брико, заведующий кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины медико-профилактического факультета ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова». По его мнению, закон об иммунопрофилактике требует переоценки и изменения, особенно в части ответственности за отказ и призывы к отказу от вакцинации.
Итоги обсуждения подвел депутат Государственной Думы Российской Федерации Айрат Фаррахов. Еще раз подчеркнув важность планирования в системе иммунопрофилактики, представитель нижней палаты парламента предложил нацеливаться на серьезную законодательную работу, которая позволит сформировать стабильный рынок.
Гайдаровский форум проводится в Президентской Академии под эгидой Правительства РФ и за 11 лет стал одной из наиболее авторитетных экспертных площадок, которая в начале года традиционно задает вектор общественной и научной дискуссии. Организаторы ХI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.
Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», группа компаний «Фармстандарт», Johnson & Johnson, «Санофи», группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Российский сельскохозяйственный банк».
Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru,
Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, ThomsonReuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, холдинг «Давыдов.Индекс», журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.
Источники информации